Путь новичка: что нужно понимать на старте карьеры в ИТ?
В чем проблема?
По данным hh.ru, в середине 2022 года ИТ-рынок ощущал острую необходимость в кадрах, в основном уровня Middle и Senior. К началу 2024 года конкуренция за рабочие места несколько увеличилась: в феврале соотношение количества резюме к числу вакансий составляло 6:7. Сейчас работодатели активно ищут системных и бизнес-аналитиков, разработчиков. Увеличился спрос на Junior-позиции, но при этом запрос на специалистов уровня Senior по-прежнему бьет все рекорды. Поэтому любому специалисту важно прокачивать свои навыки и стремиться как можно раньше попасть в привилегированную касту «сеньоров». А для этого нужно понимать, в какую сторону развиваться.
Как правило, такого понимания нет у новичков, прошедших разрекламированные курсы. Уже работающие специалисты не интересуются дальнейшим развитием из-за чрезмерной нагрузки, выгорания или самоуверенности. Тем, кто все же решил задуматься о профессиональном будущем, стоит разобраться со своей карьерной картой.
Карьерная карта
Карьерный трек, или карьерная карта для отдельно взятого специалиста — это последовательность стадий профессионального развития. Достаточно часто в крупных компаниях во время процесса онбординга новичкам рассказывают про «горизонтальное» и «вертикальное» развитие. Вертикальное подразумевает увеличение и усложнение организационных задач (задачи менеджера), а горизонтальное – более глубокое погружение в ту или иную предметную область, язык программирования и т. д.
В разрезе организации карьерная карта отражает жизненный цикл для каждой позиции – от стажера до руководителя подразделения. Она включает в себя не просто наименование позиций, но и критерии, hard and soft skills, качественные и количественные показатели. Благодаря такому инструменту удобно отслеживать развитие и самому специалисту, и его руководителю.
Посмотрим на карьерную карту системного аналитика. Этот специалист является связующим звеном между бизнесом и командой разработки, помогая бизнесу технически реализовывать новый функционал. Результат работы системного аналитика – это спецификация, то есть структурированный набор требований к программному обеспечению. При этом коммуникация данного специалиста не ограничивается бизнес-заказчиками и разработчиками – он взаимодействует с архитекторами, смежными командами, менеджерами других проектов, тестировщиками и т. д.
Системный аналитик должен учитывать архитектуру большого количества систем и смежных проектов. Но при этом важно не делать работу за архитекторов и разработчиков. Посмотрим, какие hard и soft skills необходимы такому специалисту и в каком направлении можно развиваться в 2024 году, на примере middle-аналитика.
Soft skills:
- Коммуникабельность — без нее сложно найти контакт даже внутри команды.
- Мультизадачность — работать приходится над несколькими задачами одновременно и переключаться между ними по мере необходимости.
- Стрессоустойчивость и адекватность — работа в ИТ осуществляется в условиях неопределенности, к которой необходимо приспособиться, и строгих дедлайнов.
- Системное мышление — оно помогает «понять» основу будущего ПО и мыслить архитектурно при его доработке в будущем.
- Качественная формулировка вопросов — это избавит от дальнейших доработок и уменьшит количество вопросов со стороны разработчика и тестировщика.
- Лидерство — даст возможность горизонтального или вертикального развития.
- Умение вести проекты — влияет на эффективность выполнения возложенных задач.
Hard skills:
- Оформление ТЗ, управление требованиями, стандарты разработки.
- Интеграции на уровне технического понимания.
- Архитектура.
- Базы данных — не только на уровне написания запросов, но и проектирование.
- DDD – предметно-ориентированное проектирование.
- ООП – объектно-ориентированное программирование: понятия «класс», «объект», «экземпляр» и UML (Unified Modeling Language – унифицированный язык моделирования).
- Restful api (REST, Representational State Transfer) — способ создания API с помощью протокола HTTP API (Application Programming Interface). Это код, который позволяет двум приложениям обмениваться данными с сервера; SOAP – протокол доступа к объектам; RPC (Remote Procedure Call) – удаленный вызов процедур.
- Методологии, например Agile-подход.
- Инструменты для описания требований и постановки задач (JIRA и Confluence).
- Инструменты тестирования.
- Прототипирование.
Технические инструменты, такие как IDEA, Camunda Modeler, Postman, SoapUI, практически всегда встречаются на банковских проектах, и ими должен владеть системный аналитик, если хочет работать в этой отрасли.
Подробнее по ссылке.