Оценка эффективности ИТ-проекта: Новые подходы в условиях импортозамещения

Оценка эффективности ИТ-проекта: Новые подходы в условиях импортозамещения
09.10.2023
#новости Оценка эффективности ИТ-проекта: Новые подходы в условиях импортозамещения
Оценка эффективности ИТ-проекта: Новые подходы в условиях импортозамещения

Проекты в области ИТ можно условно разделить на несколько категорий – по приоритетным целям, которые заявляют их инициаторы. Однако каждый из них прямо или косвенно связан с финансовыми показателями: ростом выручки или сокращением расходов.


Объективная и субъективная оценка


Наиболее часто непосредственное получение прибыли и есть главная цель внедрения того или иного ИТ-решения. Но можно назвать, к примеру, и проекты по обеспечению информационной безопасности, где эффективность можно оценить как отношение вложенных средств к объёму предотвращеннного потенциального финансового ущерба от действий злоумышленников. Существуют также проекты по оптимизации инструментария для тех или иных внутренних процессов, которые опять же позволяют компании сэкономить деньги.


Следующая категория – социально ориентированные, имиджевые проекты, которые работают на имя компании, на лояльность к ней как среди заказчиков, так и среди потенциальных сотрудников. Такие проекты помогают привлекать в компанию более опытных и квалифицированных сотрудников. Они смогут качественнее выполнять работу, и в дальнейшем это тоже позитивно скажется на клиентской базе и доходах компании.


Со стороны заказчика под эффективностью того или иного ИТ-проекта стоит понимать, в первую очередь, возврат инвестиций по нему и выход на окупаемость. Исполнитель для объективной оценки выполненных работ может использовать наработанные стандарты в области управления проектами. Для менеджера проекта это, например, проектный треугольник – модель, описывающая проект с точки зрения трех его главных компонентов: сроков, бюджета и содержания. Соответственно, успешным можно назвать проект, при реализации которого менеджер проекта уложился в запланированный объем ресурсов, стоимость, сроки, выполнил все определенные в документации работы – причем не только по формальным показателям, но и с точки зрения удовлетворенности заказчика. Второй пункт – это очень важный нюанс, который можно легко упустить из виду. В индустрии разработки ИТ-проектов встречаются ситуации, когда формально всё выполнено по контракту, но заказчик получает систему не совсем с той функциональностью, которую ожидал.


Поэтому для ИТ-интегратора как для исполнителя проекта главной оценкой эффективности проекта является удовлетворенность заказчика. Зачастую, если какие-то формальности, прописанные в контракте, мешают нам поставить заказчику максимально качественное решение, мы предлагаем их скорректировать – например, посредством выпуска дополнительных соглашений. Заказчик, получив желаемый результат, охотнее проявляет готовность к дальнейшему сотрудничеству и к рекомендации нашей компании в открытых источниках.


Факторы успешности проекта


Основные факторы, влияющие на эффективность проекта, – это его качественное планирование и контроль на протяжение всего жизненного цикла. Безусловно, на это очень сильно влияет экспертиза сотрудников, которые привлекаются к проекту: как руководителя проекта или проектного офиса, так и непосредственных исполнителей: разработчиков, аналитиков, тестировщиков и других.


По нашему опыту, нужно очень внимательно подбирать конкретных людей на конкретный проект. Привлекать наиболее компетентные команды как в части технической экспертизы, так и в части внутреннего взаимодействия специалистов. Учет soft skills, работа с мотивационными профилями здесь не менее важны, чем hard skills. Бывают ситуации, когда разработчик технически подготовлен к тому, чтобы выполнять те или иные задачи, но он, например, привык работать в одиночку или только с конкретными коллегами. На крупных проектах, в командах по 10-40 человек, он может проявить себя менее эффективно, конфликтовать и вредить эмоциональной стабильности коллектива, что, как следствие, негативно повлияет на качество и сроки проекта.


Проектный менеджер, кроме того, должен владеть современными методологиями управления разработкой (KanbanScrumAgile) и инструментарием (системы управления проектами, таск-менеджеры, планировщики). Одна из его задач на этапе планирования – выбрать ту или иную методологию и в процессе модифицировать ее под конкретные реалии проекта.


Деятельность проектного менеджера должна включать в себя также обязательное общение с конечным заказчиком на всех этапах выполнения работ. Ожидания заказчика нужно фиксировать на старте, отчитываться по выполнению задач в процессе проекта, отвечать на комментарии и вопросы.


Подробнее по ссылке.