Инвестиции в цифровую доступность открывают новые возможности для бизнеса российских компаний
Инвестиции в цифровую доступность открывают новые возможности для бизнеса российских компаний
06.11.2024
#новости
На глобальном ИТ-рынке уже достаточно давно развиваются проекты по цифровой доступности, направленные на адаптацию программных продуктов (десктопных и мобильных приложений, веб-интерфейсов) для людей с ограниченными возможностями. Например, в компании Apple этим занимаются уже около 20 лет. Мировые корпорации и стартапы создали немало технологий, помогающих таким людям беспрепятственно пользоваться цифровыми сервисами. К ним относятся, например, программы-скринридеры для невидящих или слабо видящих людей, которые озвучивают контент, появляющийся на экране. Голосовые ассистенты на основе искусственного интеллекта обучены «понимать» пользователей с нарушениями речи и синтезировать «обычную» речь, озвучивая их сообщения. Существуют специальные джойстики, заменяющие мышку, клавиатуры со шрифтом Брайля, а также множество других полезных гаджетов и программ.
Практикуются и более простые в реализации, но максимально эффективные для многих категорий пользователей приемы – такие, как субтитры под видеороликами, контрастные цвета в интерфейсе, режим веб-страниц с крупным шрифтом. В последние годы российские вендоры активно движутся по тому же пути. Согласно собственным оценкам таких компаний, как Яндекс, VK, МТС, Билайн, ряда владельцев банковских приложений и видеохостингов, их сервисы становятся все более адаптированными для пользователей с ограниченными возможностями. Такое положение вещей соответствует не только международным рекомендациям по цифровой доступности, но и российскому законодательству: в Федеральном законе 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны четкие требования к беспрепятственному доступу инвалидов к информационным ресурсам.
Однако проверить каждое из тысяч существующих на рынке приложений на поддержку инклюзивности и предписать им более четкое следование закону, к сожалению, невозможно. Судебная практика исков против отдельных веб-ресурсов за «цифровую дискриминацию» существует, но не решает проблему комплексно. В результате, согласно отчету The WebAIM Million, на 2024 год 95,9% всех домашних страниц сайтов глобального Интернета не соответствуют руководству по доступности веб-контента Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), разработанному Всемирным интернет-консорциумом W3C. Наиболее распространенные из нарушений – отсутствие контрастного режима (81% сайтов) и альтернативного текста для визуальных элементов сайта, который может быть озвучен специальными программами (54,5%).
Подробнее по ссылке.
Практикуются и более простые в реализации, но максимально эффективные для многих категорий пользователей приемы – такие, как субтитры под видеороликами, контрастные цвета в интерфейсе, режим веб-страниц с крупным шрифтом. В последние годы российские вендоры активно движутся по тому же пути. Согласно собственным оценкам таких компаний, как Яндекс, VK, МТС, Билайн, ряда владельцев банковских приложений и видеохостингов, их сервисы становятся все более адаптированными для пользователей с ограниченными возможностями. Такое положение вещей соответствует не только международным рекомендациям по цифровой доступности, но и российскому законодательству: в Федеральном законе 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны четкие требования к беспрепятственному доступу инвалидов к информационным ресурсам.
Однако проверить каждое из тысяч существующих на рынке приложений на поддержку инклюзивности и предписать им более четкое следование закону, к сожалению, невозможно. Судебная практика исков против отдельных веб-ресурсов за «цифровую дискриминацию» существует, но не решает проблему комплексно. В результате, согласно отчету The WebAIM Million, на 2024 год 95,9% всех домашних страниц сайтов глобального Интернета не соответствуют руководству по доступности веб-контента Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), разработанному Всемирным интернет-консорциумом W3C. Наиболее распространенные из нарушений – отсутствие контрастного режима (81% сайтов) и альтернативного текста для визуальных элементов сайта, который может быть озвучен специальными программами (54,5%).
Подробнее по ссылке.